[греч. Εὐθύμιος ὁ Νέος τοῦ ἐν Θεσσαλονίκῃ] (823/4 - 15.10.898), прп., столпник и аскет (пам. 15 окт., пам. греч. 14, 15 окт.). Подвизался на Св. Горе Афон и в окрестностях г. Фессалоника.
Основной источник - греч. Житие (BHG, N 655), написанное после 905 г. (Patlagean. 1981. P. 90) учеником Е. Н. Ф. Василием, к-рый был очевидцем совершенных святым чудес (повествование от 1-го лица - в главах 10, 26, 34 и 35) и принял от него постриг в 875 г. Ранее существовало мнение (напр., у Р. Жанена, Х. М. Лопарёва), к-рое отверг А. П. Каждан, что Василий может быть отождествлен с известным по др. источникам Фессалоникийским архиеп. Василием. Житие Е. Н. Ф. и греч. служба ему (также составленная Василием) были изданы Л. Пти в 1903 г. Древнейшая из известных рукописей Жития (XI в.) хранится в Москве (ГИМ. Син. греч. № 387. Л. 143-178).
Согласно Житию, мирское имя Е. Н. Ф. было Никита; он происходил из зажиточной семьи военного (отец - Епифаний, мать - Анна), жившей в дер. Опсо в районе Анкиры Галатской. Когда Никите было 7 лет, его отец скончался, и вскоре ему пришлось пойти на военную службу, чтобы обеспечивать мать и сестер (см.: Γρηγορίου-᾿Ιωαννίδου. 1990). В 840 г. Никита женился на благочестивой и знатной девушке Евфросинии, и у них род. дочь Анастасо. Исполнив т. о. волю матери, заботившейся о продолжении рода, святой принял решение покинуть мир и 15 сент. 841 г., в день памяти вмч. Никиты, отправился на гору Вифинский Олимп. Там он пришел к прп. Иоанникию Великому, к-рый, предвидя будущие подвиги Е. Н. Ф., устроил ему испытание, обвинив перед лицом братии в убийстве. Никита смиренно принял это обвинение и протянул руки к оковам, но в этот момент прп. Иоанникий распорядился его отпустить. Другой насельник Вифинского Олимпа, Иоанн, постриг Никиту в монашество с именем Евфимий. У Иоанна Е. Н. Ф. пробыл еще нек-рое время, а затем был отправлен в соседний мон-рь, управлявшийся игум. Николаем, где последовательно исполнял обязанности пастуха, помощника повара, келаря и погонщика скота. Е. Н. Ф. выбирал для себя самые унизительные работы, прислуживал братии и со смирением сносил оскорбления и насмешки.
В 858 г. в связи с удалением с Патриаршего престола свт. Игнатия и восшествием на престол свт. Фотия игум. Николай был вынужден покинуть обитель, а Е. Н. Ф., проведя 15 лет на Вифинском Олимпе, решил отправиться на Афон, приняв перед этим великую схиму от отшельника Феодора. В Никомидии Е. Н. Ф. передал своей семье, считавшей его погибшим, наставление, призывая оставить мирскую жизнь. Мать, сестры и жена Е. Н. Ф. вскоре ушли в мон-рь, а дочь Анастасо вышла замуж и продолжила род.
На Афоне Е. Н. Ф. и арм. мон. Иосиф вели аскетическую жизнь: 40 дней находились под открытым небом и питались травой, затем на 3 года затворились в пещеру. Иосиф покинул пещеру через год, а Е. Н. Ф. остался там до конца срока и был искушаем бесом, к-рый являлся ему в виде арабов и змея. По мнению Лопарёва (Лопарев. 1914. С. 473), Иосиф выдержал весь срок в 3 года, а Е. Н. Ф. задержался в пещере еще дольше, но это предположение противоречит тексту Жития (гл. 22). Оставив затворничество, Е. Н. Ф. отправился на Олимп, чтобы разыскать отшельника Феодора, который, тяжело заболев, перебрался на Афон и вскоре там скончался. Узнав об этом, Е. Н. Ф. перевез его тело в Фессалонику и похоронил в ц. св. Созонта, после чего в одном из пригородов взошел на столп. Пробыв там около года и сотворив множество чудес, Е. Н. Ф. решил вновь удалиться на Афон, т. к. к столпу стекалось слишком много людей. По дороге он посетил архиеп. Фессалоникийского Феодора, который рукоположил его во диакона (864). Однако и на Афоне Е. Н. Ф. не удалось обрести тишину, и через 3 года он вернулся в Фессалонику, где был рукоположен во пресвитера, а затем перебрался на о-в Неон, откуда вскоре был вынужден уехать, т. к. остров был захвачен арабами, и Е. Н. Ф. чудом избежал плена. Монахи, бежавшие с островов, расселились по небольшим деревням в глубине полуострова Халкидики, Е. Н. Ф. с Иосифом - в сел. Врастама. После кончины Иосифа Е. Н. Ф. было указано в видении снова отправиться в Фессалонику и отыскать в вост. пригороде превращенную в загон для скота ц. ап. Андрея Первозванного. Е. Н. Ф. нашел развалины этого храма и вместе с неск. монахами восстановил его (870-871). Боковые приделы были освящены во имя Иоанна Предтечи и прп. Евфимия Великого. Впосл. вокруг церкви вырос большой мон-рь, названный Перистерским.
Ок. 883-884 гг., через 14 лет игуменства в Перистерском монастыре и через 42 года после расставания с родными, Е. Н. Ф. встретился со своей семьей. Он приобрел для родственников 2 участка в пределах Фессалоники и построил жен. мон-рь, во главе которого поставил свою внучку Евфимию. Игуменом в свой мон-рь Е. Н. Ф. назначил племянника Мефодия, а сам святой вновь удалился на столп, где подвизался ранее. Вскоре Е. Н. Ф. снова пришел на Афон, где прожил 14 лет, а затем, предвидя скорую кончину, отправился на о-в Иера вместе со своим учеником Георгием (8 мая), 13 окт. Е. Н. Ф. заболел, а 15-го скончался. Монахи из его обители Власий и Павел обрели мощи Е. Н. Ф. нетленными; до 22 дек. они находились в пещере, а 13 янв. 899 г. состоялось их торжественное захоронение в Фессалонике.
Основные сложности при анализе Жития связаны с датировкой событий жизни преподобного. Несмотря на регулярные указания агиографа, в каком году произошло то или иное событие, сопоставление датировок позволяет лишь приблизительно восстановить хронологию жизни Е. Н. Ф. Нередко одно и то же событие в Житии датируется автором по-разному (в соответствии с индиктом, годом правления императора, годом от Сотворения мира и в нек-рых списках - годом от Рождества Христова). Очевидно, что автор Жития был недостаточно осведомлен о событиях 1-й пол. IX в. Первым проследить хронологию жизни Е. Н. Ф. взялся издатель Жития Пти, нек-рые его датировки были скорректированы Лопарёвым. Предпочтение обоих ученых отдавалось датировке по году царствования императора и году от Сотворения мира (Там же. С. 468).
Др. вопрос, связанный с Житием, касается отношения агиографа к патриарху Фотию. Лопарёв видит в главах 12-14 апологию патриарха Фотия (Там же. С. 471-472). Однако в изложении агиографа конфликт Игнатия и Фотия представляет собой недоразумение и досадную случайность (характерно употребление выражений, подчеркивающих мнимую природу противостояния в Церкви (см. гл. 13)). При этом и Игнатий, по словам агиографа добровольно оставивший Патриарший престол, и Фотий, «сияющий всеми добродетелями» (гл. 12), оказываются искренними защитниками Православия, а церковное единство в самом скором времени восстанавливается.